Грек 3 Опубликовано 23 Июня 2012 (изменено) Основание города Кирова [spoiler=Основание города Кирова]В эпоху Древней Руси IX-XII веков бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось "ватка", что и послужило основой для наименования главной реки края. Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием удмуртского народа, небольшие поселения. Лучшие дороги для той поры - это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком, перетаскивая на себе речные суда, первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями. Наиболее древний путь заселения, - с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что "первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы". И дал тому такие доказательства: "Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев... Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода..." Отмечу, что убеждение самих жителей о своих новгородских предках - это не такой уж невесомый довод, как может показаться на первый взгляд. Часто такие аргументы, с усмешкой отвергаемые знатоками, подтверждаются через много лет. Если северный, более ранний путь колонизации русскими вятского края шел, в основном, из новгородских владений, то западный путь - со средней Волги, из Нижегородского края стал, особенно после татарского нашествия на Северо-Восточную Русь, главной дорогой для русских поселенцев в область средней Вятки и ее притоков. Спасаясь от ужасов нашествия, люди хлынули в глухие вятские леса, где уже существовали компактные русские поселения, обнесенные небольшими укреплениями для защиты от дикого зверя. Миролюбивые удмурты отступили на восток, оставляя обжитые места. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таково Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет. Древний район русских поселений на Вятке сосредоточен в небольшом треугольнике главных вятских городов: Вятка, Орлов, Котельнич. Археологи обнаружили небольшие русские поселения со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки, между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрель-ское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, это небольшие поселения, лишь на несколько жилищ, укрытые от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. К сожалению, постоянных, длительных раскопок Хлыновского городища до сих пор не велось. Поэтому археологические данные обрывочны и противоречивы. По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникает Хлыновское селище, а несколько дальше - Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость. Другой археолог - Лев Павлович Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в Александровском саду), обнаружил здесь древнее поселение, которое он считал центром удмуртского племени "ватка". В ХП-ХШ веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме - Вятка. Ему удалось обнаружить место древнейшего дорусского поселения на территории города. Оно располагалось на мысу, образованном берегом реки Вятки и Раздерихинским оврагом (Александровский сад). Время существования этого городища - XI-XII века. В 600-800 метрах к югу от него на южном конце этого же мыса, ограниченного берегом реки и другим оврагом - Засорой, в древности находился кремль города Хлынова. Гуссаковский считал, что между Засорой и Раздерихинским оврагами в XIII веке существовали два городища, причем северное - удмуртское, было более древним. Русские поселенцы пришли сюда на рубеже XII-XIII веков, что доказывает смешанный характер находок в верхней части культурного слоя. А во второй половине XIII века в южной части плато у Засоры был построен новый, чисто русский город. Одновременное существование двух городков, а затем их слияние (Вятка становится частью посада Хлынова) и объясняет наличие двух названий у главного города Вятской земли - Вятка и Хлынов, известных из письменных и картографических источников позднейшей поры. В истории русской цивилизации принято, что официальной датой возникновения города считается дата первого упоминания этого города в общерусской летописи. Русское поселение, а не город, на территории современного центра, видимо, сложилось, уже на рубеже XII-XIII веков. Но официальной датой основания города, с чем согласен и наиболее авторитетный вятский историк Анатолий Васильевич Эммаусский, следует считать первое упоминание нашего города в очень достоверной общерусской летописи - Троицкой, составленной в Москве в 1409-1412 годах. Идентичны с данными Троицкой летописи (только несколько сокращены) известия о Вятке и в других общерусских летописных сводах. Вот летописный текст, служащий нам опорной точкой в спорах о времени основания города: "Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ушкуйници разбойници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша, и шедше взяша Болгары, и хотеша зажещи и взяша окупа 300 рублев и оттуда разделишася на двое, 50 ушкуев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкуев идоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова пограбиша все Засурье и Маркваш, и переехаша за Волгу лодьи, поромы и насады, павузки и стругы, и прочая вся суды изсекоша, а сами поидоша к Вятце на конех посуху и идучи много сел по Ветлузе пограбиша". Что явствует из летописного рассказа, сделанного вскоре после упоминаемых событий? Новгородские ушкуйники (это воинственная и жаждущая добычи молодежь) совершили довольно обычный в ту эпоху набег на своих замечательных, легких и быстрых речных судах (ушкуях) на Волжскую Булгарию, входившую тогда в состав Золотой Орды. На 90 ушкуях (это примерно 2700 воинов) они спустились вниз по Вятке на реку Каму, попутно грабя все окрестные села. Ограблено было и русское поселение на высоком берегу реки Вятки близ впадения в нее речки Хлыновицы. Слова "город" в летописном тексте нет, но уже тогда это поселение считалось центральным, поэтому имя его стало употребляться и для обозначения всего края. Первопроходцы 1374 год - рубежный год для Вятской страны. Она внезапно с помощью ушкуйников выныривает из неизвестности и попадает на самую стрежь бурного течения российской истории этой эпохи Роль новгородских ушкуйников, разбойников-грабителей по сути своей, в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд Судя по всему, и этот поход, как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи, новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар - столицу Волжской Булгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп - 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь - в Булгаре, они продали и набранный по пути полон - русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине - в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода. В Булгаре ушкуйники разделились на два отряда. Один из них на пятидесяти ушкуях отправился вниз по Волге к столице Золотой Орды Сараю Судьба его неизвестна. Либо он сгинул в засадах на своем пути, либо без славы и удачи вернулся на свою базу в Великий Устюг. И в следующем 1375 году, возможно, часть этих ушкуйников вместе с другими на семидесяти ушкуях, как гласит летопись, во главе с воеводами Прокопом и Смолянином, разграбив Кострому и Нижний Новгород, продав в Булгаре людской полон, дошла до Астрахани, где вторично был продан награбленный по пути полон. Астраханский хан Салчей, напоив до бесчувствия ушкуйников на пиру, затем приказал всех их перебить. Никоновская летопись заключает свой рассказ так: "Такую кончину принял воевода Прокофий и другой воевода Смолянин со всей их дружиной". Вернемся к другой части отряда 1374 года - в сорок ушкуев. Судьба его для нас гораздо важнее. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенным горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили - "изсекоша". На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем, "идучи много сел по Ветлузе пограбиша". Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий - на свою временную базу им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать "головой" чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями. Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами, обложив данью (пушниной) местное удмуртское население. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае - серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет. Приход на Вятку такой мощной военной дружины, более 1000 человек, не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус самостоятельной земли. Благодаря окраинности и наследственной отчаянности местных сорвиголов, она сразу стала опасным игроком на запутанной политической карте эпохи. Булгары и Орда, Новгород и великий князь московский, суздальские и нижегородские князья, галицкие князья-интриганы - все эти силы оказались под возможным ударом вятчан и попытались их использовать в своих хитроумных комбинациях против соперников. Вятчане же, опытные вояки, обезопасившиеся огромными расстояниями и таежной глухоманью, активно стали пытаться ловить рыбку в этой мутной воде княжеских междоусобиц и войн, татарских набегов и переделов границ. Как заметил вятский историк Александр Степанович Верещагин: "С 1374 года появляются ушкуйники на Вятке, и с этого времени страницы русских летописей до самого 1489 года заполняются известиями о "подвигах" вятчан чисто ушкуйнического - "изгонного", "искрадного" характера". Действительно, ни разу не читаем мы в летописях, что вятчане XIV-XV веков одолевали своих противников благодаря своему численному превосходству. Они всегда брали внезапным и стремительным натиском, "изгоном", "искрадом", набегом, да еще находчивостью и отчаянной дерзостью. А.С. Верещагин, неодобрительно качая головой, все же не может не восхищаться примерами такого удальства и самого бессовестного авантюризма. "В 1392 году, вместе с другими ушкуйниками, овладевают внезапно Кашаном, а затем Жукотиным. В 1417 году они с Жадовским и Разсохиным, по летописи, "изъехаша в насадех безвестно и повоеваша всю землю Двинскую и Заволочскую, и Холмогоры, и Борок, и Емцу взяша". В 1433 году с сыновьями Юрия Галицкого Косым и Шемякой, стремительным натиском разбивают большую рать Василия Темного и "емлют руками" великокняжеского воеводу Юрия Патрикеевича. В 1434 году вновь с Юрием Дмитриевичем и галичанами в Лазареву субботу опять разбивают рать Темного за Ростовом у Николы на горе, а в страстную среду являются уже под Москвой, и Юрий "седе на великом княжении". В 1436 году в числе 40 человек, на устье Которосли у Ярославля, прокрадываются в шатер князя Брюхатого, мирно почивавшего с княгинею среди семитысячного ярославского ополчения, хватают князя с княгиней, берут за него выкуп и все же увозят на Вятку. В 1438 году "безвестно" они появляются на устье Юга, а в Троицын день жгут город Гледен, и устюжане разбегаются от них по лесам. В начале пятидесятых годов XV столетия, как видно из послания к ним митрополита Ионы, "съединяющесь с Шемякою", они неожиданно приходят на Устюг, на Вологду, воюют и грабят Сысолу, Вымь и Вычегду, захватывают более полутора тысяч полону и многих пленников "продают в по-ганьство". В 1466 году в среду на пятой неделе поста они незаметно прокрались мимо Устюга, так что их "не слыхали в городе и сторожи", "искрадом" воюют по берегам Кокшенги и Ваги, а на обратном пути, когда устюжане "доспели им переем под Гледеном", дают посул из добычи устюжскому наместнику и утекают к Вятке. В 1467 году, в числе ста двадцати человек, вторгаются в землю Вогуличей, захватывают их князя Асыку и приводят на Вятку. Летом 1471 года, когда татары, оставив Сарай, укрывались от жару в войлочных шатрах и желомейках, вятские ушкуйники, знакомые с повадками татар, на нескольких десятках ушкуев налетают на самую татарскую столицу, захватывают много товара, сарайских "княгинь" и других пленниц и счастливо ускользают от татарского преследования". Примеры эти можно множить. Но они ярко показывают характер вятчан той стародавней эпохи, живших на самом краю земли Русской и умело пользовавшихся выгодами самовластия. Это, конечно, не средневековые рыцари, а отчаянные лесные казаки, не верившие ни в бога, ни в черта и не боявшиеся ни татарского хана, ни великого князя. В "Повести о стране Вятской", основном местном летописном источнике, правда созданном в Вятке лишь в конце XVII века, сообщения об основании города расцвечены удивительными подробностями мифологического характера. Можно ли им верить, хотя бы в малой мере? Вероятно, да. Какая-то реальная историческая основа, скорее всего это не дошедшая до нас древняя вятская летопись и местное устное предание, под фантастическими рассказами "Повести о стране Вятской" существует. Для нас особенно интересна вторая часть "Повести о стране Вятской", содержащая сказание о походе отряда новгородцев на Каму в 1174 году и о переходе его на Вятку в 1181 году, об основании городов Никулицына, Котельнича и Хлынова. Как же представляли себе вятчане XVII века, то есть много времени спустя, основание своего города? Язык повести сочен и колоритен. Полюбуемся его звучанием и вдумаемся в смысл рассказа ("Миллеровский список "Повести"): "И в лето 6682 (1174)... Новгородцы самовластцы с дружиною своею и шедше пловяху в судех на низ по Волге реке и до-шедше реки Камы и... поставиша на Каме реке град мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке и иже по ней живущих Чуди, Отяков, обладающих многими землями и угодьи. Построиша окопы и валы земляные круг жилищ своих... И отделишася половина TQX Новгородцев и идоша вверх по Каме реке до чусовских мест, а другая половина остася на Каме реке в новопостроенном их городке. Шедши же вверх по Каме реке... и дошедше реки Чепцы и вниз по оной пловуще, пленяюще отяцкие жилища... и обладающе ими... и егда исплывше тое реку Чепцу внидоша в великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верст и узревше на правой стране на высокой прекрасной горе устроен град чудской и земляным валом окружен... называемый чудью Болванский городок, иже ныне нарицается Никулицыно на реке Никуличанке. И видевшие Новгородцы той град на прекрасной высокой горе - возжелаша ратию взяти его... И заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти - ни пити, еже бы им получити той Болванский Чудской град во обладание себе и ту селитву имети. И приступивше к тому граду вельми жестоко и сурову, при-зываху на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба... Той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июлиа в 24 день... и побита ту множество чуди и отяков, а ини по лесам разбегошася. И по обещанию своему поставиша в том граде церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и нарекоша той град Никулицын. От того обладания Новгородцы начата множитися и размышляюще, еже бы им где в пристойном месте град свои построити... Оставшимся же Новгородцем в городке на Каме вниде в слух, яко дружина их... обладаша на Вятке чудскими местами, - воссташе по Каме реке и внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Кокшарова городка обладаема Черемисою... И начата ко граду приступати, и в другой день из града того жители побежаху, иние же граду врата отвориша... И тако с божией помощью той Кокшаров град взяша и обладаша и те Новгородцы распространишася и начата жити на всей Вятской стране и посылаху от себе для уведение вверх по Вятке реке месте усматривающе. И абие снидоша посланнии от обою страну Новгородцев... и меж собою в разглаголствии друг друга познаше и совет объявляюще... и тако согласившеся Новгородцы обладатели Болванского городка и Кокшарова где б им устроити общий един град и замок крепки во утверждение имети от нашествия супостат иноверцев чуди, отяков, черемис и иных народов. И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устия реки Хлыновицы на высокой горе, иже ныне зовется Кикиморская... И по общему согласию во уреченную годину мнози Новгородцев на оной горе начата к созиданию града место устрояти и древеса готовити располагающе како созидати град. И заутра вос-ставше обретоша некако божиим промыслом все изготовление пренесено по Вятке реке ниже на высокое ж место... и широкое поле иже в то время нарицашеся Балясково поле... И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов град речки ради Хлыновицы". Давайте прокомментируем столь разнообразные сведения. Скорее всего в "Повести о стране Вятской" нашли отражение передававшиеся из поколения в поколение сведения о походах новгородских ушкуйников 1374 и 1375 годов, а возможно и некоторых других. По мнению вятского историка В.В. Низова праздник Воздвижения Креста Господня - 14 сентября 1374 года (по старому стилю), время постройки Воздвиженской церкви (обетной, в честь праздника и в день праздника) и есть точная дата основания города. Исключить этого нельзя. Даты 1174 и 1181, видимо, мифичны и имеют своей основой общерусскую летописную дату - 1374 год. Если русские вятские города были построены в 1174 году, то молчание о них общерусских летописей в течение двух веков крайне удивительно и невероятно. По Вятке частенько плавали военные дружины как русские, так и волжских болгар. В летописях отражены часто очень малозначительные эпизоды, и полное неведение летописцев целых двести лет о значительных русских городах на Вятке очень сомнительно. Небольшие русские поселения в XIII веке могли здесь существовать, не привлекая ничьего внимания, но города основать здесь просто не дали бы те же болгары. Так, после продолжительной борьбы с Русью в 1218 году болгары берут и разоряют отдаленный от них Устюг, а лежавшие на прямой дороге вятские грады остаются ими незамеченными. Наоборот - сразу же после 1374 года, реального года основания города Вятки, вятчане сразу окунаются в кипяток русской политической борьбы и пестрят в русских летописях. Между тем даты "Повести о стране Вятской" приняли на веру такие славные русские историки, как Н.М. Карамзин и Н.И. Костомаров, ряд других исследователей. Лишь благодаря скрупулезности, вдумчивости и большой черновой работе местных историков А.А. Спицына, А.С. Верещагина и А.В. Эммаусского удалось снять путаницу и доказать, что дата основания города Вятки, указанная в "Повести"- 1174 год - мифична, а реальная дата -1374 год. Путаное изложение "Повести" о походе новгородского отряда на Каму, расколе отряда на две части опирается на разделение отрядов ушкуйников в 1374 году и возможном разделе отряда в следующем году в Булгаре, часть которого погибла в Астрахани. Основание Никулицына, Котельнича и Хлынова русскими ушкуйниками, конечно, имеет в своей основе реальные события. Ведь отряд ушкуйников 1374 года, насчитывавший, видимо, более тысячи воинов, включал в себя, скорее всего, не только новгородцев, но и двинян, устюжан, которые имели своих "ватаманов" и в случае разногласий могли сами выбирать свой маршрут. То есть разделение дружины на две части - дело вполне обычное в ту эпоху. Так же, как, впрочем, и соединение затем воедино под натиском превосходящих сил противника. Ведь при занятии русскими средней Вятки чудь отошла на север, удмурты (отяки в "Повести") на юго-восток, а марийцы (черемиса) на юг. Первоначально город, а затем и хлыновский кремль были построены на древнейшей и сейчас части города - между двумя глубокими оврагами Засорой и Раздерихинским. С запада город защищало топкое болото. Александровский (Халтуринский) сад и городской стадион с прилегающей до улицы Ленина территорией - это и есть Балясково поле летописного рассказа. Впрочем, основное русло реки Вятки в древности меняло свой ход, то удаляясь, то приближаясь к современному центру. Возможно, в основе рассказа о чудесном перенесении строительных материалов для града с Кикиморской горы на Балясково поле лежит предание о перенесении древнего града с одного места на другое именно из-за изменения речного русла. Как же стал называться вновь построенный на месте старого поселения град? И в 1374 году и вплоть до середины следующего XV века главный город Вятской страны носил название Вятка. Присоединимся к мнению А.В. Эммаусского. Ведь действительно в "Списке всех русских городов дальних и ближних" конца XIV века, во множестве других источников той эпохи есть только город Вятка. Названия Хлынов до середины XV века мы нигде не встретим. Кстати, что означает это слово "Вятка", до сей поры точно неизвестно. Удмуртское племя "Ватка" именовалось от реки. Но что значит название реки? Есть множество гипотез. Например, по одной из них в основе здесь лежит удмуртское слово "вод" - выдра, бобр. Вдумчивый этимолог Макс Фасмер возводил слово "вяда" к финно-угорскому "венто" - медленный, спокойный, глубокий. Доказательства чьей-то правоты, увы, скорее всего уже не будет. Загадка слова "Вятка", как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной. Наименование нашего города Хлыновом впервые появляется в летописях под 1457 годом. Происхождение этого названия точно тоже не установлено. Хотя некоторые полагают, что в основе лежит бранное "хлын" - разбойник, бродяга. По другой гипотезе местных лингвистов в говоре удмуртских жителей деревень по реке Чепце существует слово "клыно", переводимое на русский язык в значении - главный. Удмурты этих деревень еще несколько десятилетий назад называли Киров - "Клыно". В Воскресенской, Львовской и Софийской первой летописях под 1457 годом есть сообщение о походе московской рати на Вятку, осадившей город Хлынов, но не взявший его, поскольку московские воеводы "за посулу (подарки) - сноровили Вятке". В 1459 году в связи с новым походом московского войска сюда впервые упоминаются города Котельнич и Орлов. Город Хлынов в результате этого похода бил челом московскому великому князю "на всей его воли". Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годом? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия II (Темного) и сторонниками его дяди - галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы. Ожидая к себе московских гостей, которые не замедлили появиться, вятчане, скорее всего, в 1455-1456 годах выстроили себе кремль - крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, - Хлыновом Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому Острог также прерывался деревянными башнями В "Повести о стране Вятской" эти трудные времена и строительство града описано так "Во времена же тыя Российски князи имеющие отдельные грады прихождаху на Вятку с различными воинствы в великом собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти в подданьство себе и ничтоже успевающе Наипаче же от Чуди Отяков и Черемис и от Агарянского рода разных народов татар и бесермян и нагайцов снизу Волги реки и от Казанских татар и из Заказанских поселившихся тии новгородцы вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль город, построенный жития жителей тех кругом града храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено от северной страны ископанным рвом, а от западу и полудни преглубоким рвом, а с востоку от реки Вятки высокая гора Избраша бо жителие такое угодное место, дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению угодно. И егда во граде умножишася людие и поселилися свободно, и тогда бояшеся нашествия супостат поставили острог кругом всего посаду, наченше с полуденной стороны от глубокова рва где ныне выше винокурни словет Епихов поток и ведоша тот острог на север до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжих дорогах, а дале того места кругом лес был, и в гору, что ныне Спенцынская улица, не далеко от нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды". По мнению А. В. Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада непроходимым болотом, с юга и севера - глубокими оврагами Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок Лишь в 1780 году по указу Екатерины II в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой и Екатерина II лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города. В ряде документов XV-XVI веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города - и Хлынов и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели в виду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к XVII веку название Хлынов победило в официальном наименовании города. Сообщение от модератора koshak Великолепно! А теперь прячем всё это под спойлер! Изменено 24 Июня 2012 пользователем koshak «Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл» Джон Голсуорси Поделиться этим сообщением Ссылка на сообщение