Перейти к контенту
bubulyka

Легенды Вашего края

Рекомендуемые сообщения

Предлагаю рассказать легенды Вашего края о которых никто и не слышал, а если слышал то пусть дополнит или уточнит.

 

Однажды, на привале, во время броска Друг-сослуживец (Андрюха -полтавчанин)рассказал легенду о речке под Полтавой.

При битве под Полтавой со шведами царь Петр 1 наблюдал за войсками с не большего мостика на реке, положив подзорную трубу на перила начал давать указания адьютантам. Труба покотилась и упала в реку. Раздосадованый Петр выругалься сказав в завершение ,, Вор скла ,,(скло-стекло). Так и сейчаз называется эта река ,,Ворскла,,

 

Юмарысты и хихмачи - проходим мимо!

 

 

Изменено пользователем bubulyka
Ссылка на комментарий

Увы нет . Слово ,,Скло,, только в новой истории стало чисто украинским, а раньше это был единый древне-росский давший жизнь трём славянским языкам: белорусский, русский, украинский.

Вот еще одна легенда...

Сеыше 20 веков служит людям древняя криворожская земля на излучине рек Ингулец и Саксагань. Начиная с писаний древнегреческого поэта Эсхила о скифском железе, которое в последствии дало жизнь рудням запорожцев, продолжая похвалами в адрес этого благородного металла «отца истории» Геродота.

Вот легенда о девушке Рудане.

В седую давность пожаловало в наши края большое и могучее племя. Понравились людям зеленые луга, богатые рыбой реки, бескрайние степи. Хорошо зажило племя. Забылись длительные голодные странствования. Люди сеяли хлеб и благодарили за него богов. Так шли годы. Ничто не предвещало беды. Реки, как и ранее, кишили рыбой, в степи хватало травы, которой кормили скот. Но прогневилось на людей Солнце. Засушливыми были в том году весна и лето. Сгорел урожай, усохли травы. Единственная надежда оставалась у племени - охота и рыбалка. Так и прожили до новой весны. А тогда опять с надеждой бросили в землю зерно. Но под пылающим солнцем засохди всходы, а травы посохли на корню. Стали оставлять эти места звери, а рыба залегла на дне. Над людьми нависла угроза голодной смерти. Долго думали старейшины и решили покинуть навсегда эти места, искать счастливой судьбы в других местах. А когда племя уже собралось в дорогу, вышел старейшина и сказал, что мы прогневали богов и за это они послали нам наказание. А чтобы наши поля опять начали родить, чтобы хватало всем влаги и не таким обжигающим было солнце, самая счастливая и самая красивая молодая пара из нашего племени должна отдать себя в жертву богам. Я говорю так, сказал старейшина, как сказали мне сегодня боги.

Когда мудрец закончил говорить, из толпы вышла стройная и кареглазая степовичка. Все сразу узнали в ней первую "красавицу их племени по имени Рудана. Вслед вышел ее красавец-муж. Обручились они совсем недавно. Они направились к скале, место, куда племя всегда приносило подарки своим богам. Кто-то из племени еще пытался их остановить. Люди звали: остановись, Рудана! Вы еще совсем молодые, вам жить и жить на этом свете! Остановитесь, мы еще найдем новые и лучшие земли... Но Рудана никого не слышала. Она шла дальше, преисполненная гордости, убежденная в правоте своего решения. Юноша! - не переставали взывать вдогонку люди. - Остановись! Ты такой молодой! Наше племя никогда не приносило в жертву богам человеческие жизни. На мгновение в юношеском сердце возникло сомнение, и он замедлил шаг. Но Рудана уже поднялась на вершину скалы, которая нависла над рекой. Вот она взмахнула рукой: «Прощайте, люди!..» И прыгнула в волны. В тот же миг порыв бури всколыхнул все вокруг. Недвижимо застыли люди, пораженные подвигом кареглазой красавицы. Юноша ринулся к вершине. Он хотел увидеть внизу место, куда прыгнула его любимая, но перед его глазами была лишь темная бездна, в которой бушевали страшные волны. И тогда, не размышляя, он прыгнул следом за Руданой. Еще более сильная буря охватила скалу, реку и все, что было вокруг этого места. Стихия не стихала два дня и две ночи. В небе неоднократно гуляли молнии, будто хотели, наконец, разогнать темные силы, которые так долго. нависали над несчастным племенем. А когда наступил долгожданный покой, и засияло солнце, то ничего вокруг нельзя было узнать. Зеленели травы, ожили на полях посевы, даже жаворонок, которого здесь давно уже никто не слышал, выигрывал в небесной синеве свою песню. А кровь Руданы попала в недра земли. Она превратилась в железную руду, сохраняя красноватый оттенок. Глубоко спрятана эта руда под землей... Заметно ближе к поверхности, над красной рудой лежит синяя, более бедная руда. Старые люди утверждают, что это тело юноши прикрывает собой мужественную красавицу Рудану...

 

Ссылка на комментарий

Там , где я живу ,в тех краях раньше жил Олекса Довбуш. Вот одна из легенд о нем.

Олекса Довбуш - известный образ карпатского "Робин Гуда" и среди современной украинской молодежи, и среди людей старшего поколения.Рис Алексей простым деревенским парнем, но с физическими недостатками - до 6 лет он не мог ходить. А однажды увидел маленький мальчик, как в ограде угнетается теленка. Жалко стало парню маленькое животное, тот взял и спас ее. С того дня Алексей начал ходить.Так рос и мужал Олекса Довбуш. Первым ремеслом, которое он освоил, было пастушеской. Однажды, когда Алексей пастухував овец, ему встретился настоящий черт. Но юноша не испугался и выстрелил в него. Вдруг с небес слетел ангел и сказал: "Твоя жизнь будет недолгой, но твои подвиги надолго останутся в памяти людей. Ты умрешь от собственного волоса и яровой пшеницы ".Так прошло время. Довбуш освоил вторую ремесло - кузнечное, и ковал с отцом. Третьей профессией было строительство, в том числе - церквей. Он строил церковь в Космаче и увидел красивую девушку - Гуцулочка Маричку, которую сразу полюбил.Однажды господин Яблонский приехал в поселок со своим сыном на службу. И сын, чтобы подтвердить статус здешнего господина, набрал для развлечений местных девушек, и Марички в том числе. Но Алеше эта новость очень понравилась и он убил одним ударом молодого наглого господина прямо под церковью.Однажды Алеша сказал, увидев издевательства господ над крестьянами: "Я не буду хозяйничать, а господа не будут господствовать!" Говорят, что после этого происшествия Довбуш убежал в горы, где его принял старый разбойник. В горах молодой Алексей собрал отряд сильных, верных, мужественных парней. Но сначала каждый человек, кто хотел служить в отряде Довбуша, должен пройти нелегкие испытания. Например, надо было пройти по срубленного дерева, лежавший между двумя скалами. Кто не удержится на дереве - поэтому место в отряде. А потом испытали на мужество и стойкость: клали руку на пенек, а топором забивали несмотря сами пальцы, иногда задевая даже ногти. Кто займет руку - поэтому место в отряде.Так отряды Довбуша начали бить и грабить господ и отдавать бедным барское имущество. Конечно, одном господину это не нравилось и каждый из них мечтал о смерти наглеца. Назрел у них план: схватить Маричку в надежде на то, что на помощь приедет Алексей, и они его убьют. Так и схватили Маричку и повезли в Коломыю. Узнав об этом, Алексей сел на коня и тайно от парней поехал освобождать Маричку. К счастью, ребята из отряда узнали о намерениях Довбуша, поехали за ним и успели освободили Маричку и спасти парня, которого господа уже вели на виселицу.После этих событий родители Маши выдали ее замуж за богатого гуцула Двинчука, которого девушка совсем не любила. И после свадьбы влюбленные встречались и не чурались своих искренних открытых чувств.Кроме господ, в Довбуша было немало врагов, которые неистово желали ему смерти. Был такой Дидушко, который объявил большую награду за Довбушеву голову. Однажды Алексей отправил в Дидушка своего разбойника, чтобы тот поговорил с ним, но здоровый крепкий Дидушко даже не захотел слушать разбойника и избил его. Разозлился на это Алексей, пришел к дому Дидушкова, связал его сына и начал танцевать Аркан, держа гуцульського сына одной рукой. А после танца изрубил повстанец и сына, и Дидушка, а молоко коровье вылил в реку, название которой отныне - Белый Черемош.

 

Ссылка на комментарий
КАК ЖЕНЩИНЫ ЛЬВОВ СПАСАЛИ


Когда татары в 1283 году пытались захватить Львов, хан Телебуга захотел узнать, как долго смогут окружены продержаться. А простоял он под городом две недели и уже думал, что львовяне должны от голода вымирать.
Оправили было татарских послов и стали звать под воротами, чтобы пустили их. И уже, было, хотели львовяне открыть ворота, как о тее узнало женщины и начали они просить, чтобы еще ждать.
Быстренько разбежались львовские женщины по домам и повикочувалы на улице пустые бочки, поставив их вверх дном. Тогда вымели из ячеек всю крупу и муку, которая там была, и засыпали дно кто крупой, кто мукой, а кто зерном так, чтобы еще вершок торчал.
- Вот теперь мы уже готовы, - сказали женщины, - пускайте изуверов. Двинулись татарские послы через город, а тут, куда ни глянь, стоят бочки, полные продуктов бесчисленных. Да еще мало того. Выпустили женщины всю птицу и скотину с хлева на улице, послам пришлось палки в руки взять, ибо свиньи им проходу не давали, а гуси яростно шипели.
Увидели послы такое множество разной живности и очень грустными назад вернулись. А хан Телебуга, как выслушал их, то сейчас велел всем военные собираться и отправляться домой.
Ссылка на комментарий
одна из кра­сивейших рек Белгородщины Ворскла и ее приток Ворсклица.

bubulyka, Как тогда с этим быть?

Какие Смутные Дни, как дышит Ветер Тревог.
И мы танцуем одни, на пыльной Ленте Дорог...

Ссылка на комментарий
ПРИЗРАК - черный гроб

В давние времена в Ратуше не раз видели призрак. Появлялся он в полночь в виде черного гроба, двигался медленно залами , по лестнице и при том скрипел и стонал. Стон эхом разливался по Ратуше, поднимаясь вверх, где жила семья трубача. Ночная стража испуганно крестилась. Призрак имел свою историю. Когда - то львовские судьи плохо разобрались с делом и осудили невиновного на муки в застенках и смертную казнь. Впоследствии ошибка обнаружилась, но уже было поздно. С тех пор и стал черный гроб появляться как вечное предупреждение для судей. А чтобы всегда про этот случай вспоминали, разбирая новое дело, на обложке книги, где содержались судебные решения, написано большими буквами: "ПОМНИ О Гробе, что по Лестнице и Залах ХОДИЛ ". Каждый, кто брал в руки эту книгу, сразу ощущал, как ему мороз по кожу идет. И хорошо думал, прежде чем вынести приговор. Изменено пользователем kot_begemot
Ссылка на комментарий

koshak, А я по чем знаю ! Я рассказал легенду услышаную на привале , только и всего .

Но как вариант вот тебе пояснение : Петр назвал реку , а подчиненные постарались чтоб река и в верховьях и вниз по течению получила это имя. Да к тому же , ты не заметил в названии темы слово ,,Легенды,, , а не исторические факты . К тому же в шапке написано

....а если слышал то пусть дополнит или уточнит.
про гвозди в голову рассказчику нет ничего. А после твоего вопроса мальца порыл и-нет и нашел, что первые упоминания о реке с именем ,,Ворскла,, в летописях датируются 10-11 веками нашей эры , так что теперь запретить упоминания этой легенды ?

А мою легенду о девушке Рудане читал ? Если с твоей точки зрения подходить к этому , то возникает вопрос : - Этож сколько у нее было крови , если между самым южным и самым северным карьерами нашего города больше 120 км....

Удачной охоты !!!

 

Изменено пользователем bubulyka
Ссылка на комментарий
ЧАСЫ бернардинцев

Костел отцов бернардинцев построил в начале XVII века знаменитый зодчий Павел Римлянин. Вместе с монастырем он составлял окруженную рвом крепость, прилегающей к стенам города вблизи Галицких ворот.
На старинной башни костела, 38 метров высоты, выбивали время куранты. В течение нескольких веков вплоть до последней войны выбивали время на 5 минут раньше всех городских часов.
Как? - Удивитесь вы. Несколько веков - не лет и не месяцев! - Часы торопились на целых 5 минут и никто на это не обратил внимания? Никто не прекратил это безобразие?
Как раз наоборот. Обращали внимание. Но без тени возмущения. Наоборот - с благодарностью.
И благодарность принадлежала тому безымянном монаху, который приставлен был к курантам и следил за ними. Однажды он поднялся на башню и увидел, как татарские отряды несутся к Галицким воротам.
Что было делать? Кричать? Но кто услышит с такой высоты?
И тогда монах перевел большую стрелку курантов на 5 минут вперед - как раз на тот вечерний час, когда закрывались ворота. Только раздался бой курантов, ворота закрылись. И как раз вовремя - татары уже были под стенами.
С тех пор в память этого события часы "Бернардин", как назвали их львовяне, всегда спешили на 5 минут.
Ссылка на комментарий
Но как вариант вот тебе пояснение

bubulyka Как вариант - я слышал эту легенду здесь, в Белгородской Области. Именно - про эту Ворсклу. Вот и всё, что хотел сказать. :rolleyes:

Удачи на Дорогах Зоны!

Изменено пользователем koshak

Какие Смутные Дни, как дышит Ветер Тревог.
И мы танцуем одни, на пыльной Ленте Дорог...

Ссылка на комментарий
Легенда об основании Львова.


Один князь поехал на охоту. Он охотился целый день, а вечером стал на отдых вместе со своей свитой у подножия высокой горы. И подходит к очагу старец и говорит:
- Нехорошее место ты выбрал, князю. Эта гора называется горой Льва. В ней есть пещера, а в пещере живет огромный лев-людоед. Каждую ночь он выходит из пещеры и уходит на поиски пищи. Много людей погибло, и наконец люди ушли из этих мест. А этой ночью льву не придется далеко ходить на охоту, если ты не уйдешь отсюда. Спасай свою жизнь, князю.
- Охотник не убегает от дичи, а охотится на нее, - спокойно ответил князь.
- Если избавишь этот край от людоеда, люди вечно будут благодарны тебе, - поклонившись, ответил старец и ушел.
Когда наступила ночь, князь не лег спать. С мечом в руках он караулил возле пещеры. И вот как гром грянул вдали - это заревел лев проснулся голодный и злой.
Когда голова чудовища показались в проеме пещеры, князь взмахнул мечом и вовсю опустил его на мощную шею зверя. От львиного рева вздрогнули горы, и мертвый зверь грохнулся на землю.
В честь своей победы князь взял себе имя Лев, а изображение зверя поместил на своем гербе. На соседней горе, еще выше горы Льва, князь Лев построил замок.
Вскоре у подножия этой горы стали селиться люди, надеясь на защиту могущественного князя Льва от врагов. Поэтому город, что вскоре здесь возник, стали называть Львов.
Ссылка на комментарий

Многим всегда интересно знать историю своего места, где живёшь.

Привожу пример истории названия г.Харькова т.к. оно есть на самом деле совсеми мифами и легендами :

 

ХОРЬКОВ

 

В основе фамилии могло лежать как прозвище, от хорек (хорь) — «хищный зверок» или хорек — новг. «островок на реке или озере» (Даль; см. также: Мурзаев), так и производная форма Харко (в говорном, окающем варианте или переосмысленная через хорек) канонических имен Харитон, Харалампий, Харисим или Панхарий ; ср.: «город Харьков, как предполагают, обязан своим названием первопоселенцу казаку Харитону, прозванному Харько» .

Фамилии Харьков и Хорьков обычно объясняют по-разному: первую выводят из формы Харько канонического имени Харитон, вторую относят к числу образованных от названий животных . Однако надо учитывать, что современное написание каждой из этих фамилий могло образоваться в результате как влияния местных говоров (акающих или окающих), так и переосмысления изначального Харьков через нарицательное хорек. При этом отсутствие прозвища Хорек в словарях Н.М.Тупикова и С.Б.Веселовского косвенно свидетельствуют в пользу имени как более вероятной основы фамилии в обоих вариантах написания.

Из топонимических параллелей: д.Хорьки в Нолинском р-не Кировской обл.

В XVII в. крестьянин Яков Иванович Хорков жил в д.Винокуровой (Верхотурская подгородная вол.) с братом Климентом (перепись 1680 г.).

Предками Хорьковых из прихода с.Курьинского были крестьяне д.Ирбитской Артемий Хорков, Федор и Максим Панфиловичи Хорковы; в д.Сухоложской жил крестьянин Карп Пантелеевич Хорков (перепись 1710 г.). Переписью 1719 г. в д.Ирбитской зафиксированы дворы крестьян Артемия Пантелеевича Хоркова, у которого были сыновья Венедикт, Онуфрий (Анофрей), Алексей, Наум и Епифаний, его брата Федора Пантелеевича Хоркова, с которым жили сыновья Никифор, Иоанникий (Аника) и Харитон, и Степана Максимовича Хоркова, с которым жили сын Дементий и братья Терентий и Михаил.

В 1797 г. крестьянин Камышловского у. Филипп Харьков вместе с другими рудознатцами открыли на берегу р.Ирбита месторождение каменного угля, в 1803 г. они же обнаружили каменный уголь на р.Пышме, возле д.Сухоложской .

Во второй половине XIX в. около д.Ирбитской была д.Хорьки (СНМ; она же Хорькова); вероятно, ее возникновение связано с бытованием в этих местах фамилии Хорьков.

В 1822 г. в Беляковской сл. и с.Курьинском фамилию носили отставные солдаты и солдатки, в деревнях — крестьяне; особенно много Хорьковых проживало в д.Ирбитской.

Фамилия широко распространена в Сухоложском р-не (Память — 130 чел.; зафиксирована также в написании Харьков — 7 чел.), встречается в Тугулымском (Память — 8 чел.), Богдановичском, Камышловском, Ирбитском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

 

Казак Харько (Харитон) - мифический основатель города Харькова. Памятник Основателям Харькова в честь 350-летия города открыт в 2004 г. в начале проспекта Ленина. Подарен городу известным скульптором Зурабом Церетели. По словам автора, скульптурная композиция символизирует российско-украинское единство. Это первый за всю историю города конный монумент. Представляет собой 12-тонную бронзовую скульптуру всадника, казака Харько. В руке у него копье, щит, за плечами лук и колчан со стрелами. Высота скульптуры - 6 метров, постамента - 7 м.

 

Харько

 

Харько́ (деминутив имени Харитон, иначе Харько́в (? — 1737?) — малороссийский персонаж легенд, по одной легенде простой казак, по другой сотник, грабивший помещичьи имения, по третьей пасечник, по четвёртой зажиточный хуторянин — мифический основатель города Харькова (т. н. эпоним).

 

Старинные легенды

 

Мифический казак XVI, начала XVII или даже XVIII века, по имени которого якобы назван город и которому воздвигнута в 2004 году в начале проспекта Ленина конная статуя работы З. Церетели.

По легенде, записанной с четвёртых слов («дед деда 104-летнего слепого деда») Е.Топчиевым в 1829 году в селе Даниловке Харьковского уезда и опубликованной в 1838, которую раскритиковал как недостоверную Д.Багалей, утонул близ Змиёва в реке Северский Донец:

«Не приходиться быть первому поселению при реке Лопани, иначе город Харьков назывался бы Лопанью или река Лопань — Харьковом. Ещё дед моего деда зашёл в этот край и именно в окрестности Харькова, когда было здесь мало народу… Первый поселенец… поселился при ней [Белгородской кринице] хутором… И этот первый поселенец был Харько… Когда именно жил Харько, неизвестно, но говорили, что назад тому более 200 лет…[от 1829] Он был не из простых. Вышел из Польши начальником нескольких семей [православных]… Однажды… настигнул их [татар] около нынешнего города Змиёва. Отбил добычу и освободил пленных. Но, угнавшись за самыми татарами на ту сторону Донца, был подавлен большим числом собравшихся неприятелей и потонул в Донце, на обратной переправе с двумя своими сыновьями. Татары, наконец, проникли в скрытное убежище поселения Харька и разорили его совершенно… После этого заселение Харька оставалось долго впусте. Говорили также, что самые татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил». Прим.: (этого не может быть, поскольку гидроним Харьков намного старше).

Согласно размышлению данного 104-летнего деда, Харько жил хутором близ Белгородской криницы (родника) на берегу реки Харьков (источник уничтожен в 1990-х годах, ул. Шевченко (б. Белгородская), ).

По другой легенде, описанной в путевых записках академика В.Зуева, проезжавшего через город в 1781 году, которую раскритиковал как недостоверную Л.Мачулин, был пасечником:

«Наименование свое Харьков имеет от первого поселенца Харитона, вышедшего со многими другими семьями и поселившегося здесь. Он был пасечник или пчеловод; трудами своими и способностью места разжился он скоро, так что многие из других мест стали к нему приходить для сожительства, а как в общежитии, у малороссиян, обыкновенно называют друг дружку полуимянем, то, называя его Харько, прозвали и Харьков хутор, и Харьков слобода, и Харьков город, тому назад сказывали мне, не многим будет более ста лет [от 1781], следовательно и начало города Харькова не далее относится».

В рукописном «Топографическом описании Харьковскому наместничеству» 1785 года приведена третья легенда, где ответом на восьмой вопрос анкеты «Ежели можно справится о его [города] начале, кем, когда и на какой случай построен, и какими людьми спервоначалия быль заселен» являются следующие слова (дословно):

 

Ответ на вопрос про основание города в «Топографическом описании Харьковскому наместничеству» 1785 года (с Харько)

 

Описание города в «Топографическом описании Харьковского наместничества» 1788 года (без Харько)

«За подлинно неизвестно, но если поверить молве, то на сем месте завел себе хутор некто из зажиточных малороссиян, но кто он был таков, откуда и когда, о том сведений нет, именем Харитон, а по просторечию Харько, от котораго якобы сей город и река звание свое получили».

Но уже через два года в следующем рукописном «Атласе Харьковскаго наместничества» 1787 года, как и в печатном «Топографическом описании… с историческим предуведомлением…» 1788 года, как и в рукописном «Описании городов Харьковскаго наместничества» 1796 года, нет вообще никакого Харько, везде писано коротко и ясно: «Построен в царствование царя Алексея Михайловича 1653 году».

По ещё одной легенде, приведённой в своей «Автобиографии» 1881 года Н.Костомаровым, был с таким именем казацкий сотник, но об основании им Харькова ничего не сказано[8]: «Проехали через местечко Жаботин, где до сих пор показывают хату сотника Харька, убитого поляками перед началом восстания малоруссов, известного в истории под названием Колиивщины [до 1768], или Уманской резни». Согласно примечаниям к тексту Костомарова к.и.н. И. Л. Бутича, уже XX века:

Со своим отрядом принимал участие в гайдамацком восстании 1734 г. После поражения отступил в Сечь. Со временем снова объявился на Правобережной Украине, где совместно с другими гайдамацкими отрядами громил шляхетские имения. Есть сведения, что Харько погиб в битве с татарами.

 

Критика

 

Все приведённые тексты являются легендами о древних, «заподлинно» неизвестно когда происходивших событиях.

Текст Топчиева отнесён Д.Багалеем к «своеобразному учёному домыслу». Обоснование легенды говорит само за себя: «Не раз случалось травить с ними [помещиком З.] лисиц в окрестностях Харькова и на некоторых местах теперещнего его заселения. Во время привалов [т. н. охотничьи байки] …слышал я, на каком месте что было. Дед мой долго служил… и умер старше меня летами. Он также любил поговорить о старине своего времени, и о чем он слышал от самовидцев. Как соображу все, что я сам видел и слышал от других, то…»

Харьковский издатель и краевед Л.Мачулин считает так (2008): «Рассказал Топчиеву это предание старик, которому было 104 года. В молодости он служил ловчим у одного помещика, а свою историю основывал на тех рассказах, которые слышал от своего господина и его друзей на охотничьих привалах. Несложные расчёты дают следующие цифры: рассказы старик слышал примерно в 1740-х годах, когда ему было около 20 лет. События, о которых шла речь на охоте, имели место ещё 120 лет тому назад! Как видим, срок слишком значительный, чтобы с ним можно было считаться как с живым воспоминанием современника».

Текст путевых записок Зуева 1781 года, как и текст из «Топографического описания Харьковского наместничества 1785 года», противоречит ранее написанному официальному документу губернской канцелярии «Описание городов и знатных местечек в провинциях Слободской губернии в 1767—1773 годах», где сказано:

«Начало населения сего города [Харькова] в 7138 [от сотворения мира, 1630 от Р. Х.] году, в котором первые начали собираться на поселение малороссияне из-за днепровских польских и малороссийских городов; первый из них был осадчий Иван Каркач, и городок был построен деревянный, с таким укреплением, каково в тогдашнее время служить могло единственно к убежищу от неприятельского татарского нападения».

Л.Мачулин по этому поводу считает (2008): «В губернской канцелярии — одна информация, у академика Зуева — другая… Почему В. Ф. Зуев привёл легенду, а не строго официальную информацию? Достоверно утверждать не возьмётся никто, но автор предполагает следующее. Василий Фёдорович по рождению и образованию был весьма далёк от гуманитарной среды. Поэтому, вероятно, он был в определённой степени склонен к романтически-лёгкому восприятию всего того, что не касалось его основной профессии. [физика, химия, метафизика] Даже если он и знал достоверную информацию о строительстве крепости Харьков…, то она показалась ему слишком пресной для „Записок путешествующего“. Легенда об основании города мифическим Харько читалась куда увлекательнее».

Происхождение названия города, согласно Д.Багалею, не может происходить от Харько, поскольку название реки Харьков уже присутствовало после 1552 года (вероятно, в 1556) на царской генеральной карте Московского государства Большой Чертёж, то есть задолго до Харько.

В печатном «Топографическом описании Харьковскаго наместничества с историческим предуведомлением…» 1788 года издания сказано, что город получил своё название именно по реке, без упоминания Харько: «Губернской город Харьков, привилегированный, называется по речке Харькову, при которой он расположен».

Река же могла получить, в свою очередь, название от изрытого подземными ходами древнерусского домонгольского городища XI либо XII века на мысу в междуречье на Университетской горке, на остатках которого переселенцы из украинской «руины» на территорию Московского государства основали Харьковский острог в 1653 году.

Известный харьковский тележурналист К.Кеворкян высказался (конец 1990-х): «Насколько я могу судить, легенда эта, широко распространённая в наших краях, скорее имеет отношение к фильму „Чапаев“, чем к исторической науке. Начнём с того, что на пустынном месте одинокие хутора никто не ставил — поселенцы всегда селились крупными партиями. В противном случае они становились лёгкой добычей татар. Образование имени Харько от малороссийского Захарько противоречит нормам украинского языка… Название „Харьков“ в исторических хрониках появляется раньше, чем описываемые народной молвой события».

 

Ссылка на комментарий

Приветствую!

Легенд о названии нашего города аж 4 , но все они очень схожи меж собой .

•••••

Давно это было, когда гремела по Украине слава о Сечи Запорожской… На склоне лет храбрый казак Рог построил для себя жилище как раз на том месте, где Ингулец и Саксагань сливаются.

Стал потихоньку хозяйничать. И кто ни ехал мимо, сворачивал к старому Рогу. А поскольку в боях потерял казак правый глаз, прозвали его в народе Кривым… Уважали чумаки Рога за гостеприимство, чуткость, откровенность, а ещё за интересные рассказы. Шли годы, около хаты казака начали появляться другие жилища. Позже здесь выросло село. Уже и казака Рога не стало, а название так и осталось — Кривой Рог…

 

•••••

…Во времена царствования Петра І на уральских заводах работали мастера по железу Роговы. Младший из них — Иван — по какой-то причине попал в немилость у заводовладельца. Забрали его в солдаты. В то время шла война со Швецией. Храбро сражался с иноземцами уралец, но в одной из стычек настигла его вражеская пуля. Тяжело раненого солдата подобрали местные хуторяне. Иван выздоровел, окреп, только перебитая нога плохо срослась — так он и остался кривым. От своих спасителей немало слышал бывший солдат о запорожских казаках. Захотелось и ему глянуть на вольную казацкую жизнь. Отправился он в путь, но не надолго хватило сил. А тут ещё и осенние дожди начались. Решил Иван зазимовать в одной из балок, где текла речка. Построил дом и стал жить, охотясь за дичью и собирая разные ягоды. Однажды наткнулся Иван Рогов на железную руду, выходившую на поверхность из прибрежных скал, и вспомнил об уральских заводах, о своей родине и своём ремесле. Неизвестно, сколько прошло времени и как это ему удалось, но закурился возле жилища дымок — это железных дел мастер начав плавить железную руду… Вблизи проходил чумацкий шлях. Оси на чумацких возах были деревянные, и Иван Рогов начал ковать и предлагать чумакам железные. Вскоре слава об этих осях разнеслась далеко, и когда чумаки спрашивали друг друга, где тот устанавливал железные оси на воз, то слышалось в ответ: «Да у Кривого Рога». Позже около домика мастера начали селиться запорожцы. Поселение стало селом. Ну, а название так осталось — Кривой Рог…

 

••••• …Было это ещё во времена чумаков. Возили чумаки соль из Крыма. Их путь пролегал мимо маленького живописного села, разместившегося в небольшой балке при слиянии двух речек. Никто и названия его не знал. Село и село. Редко когда сворачивали сюда. Но нашёлся один сметливый хозяин и поставил при дороге на въезде в село трактир… Как-то заехала к нему большая чумацкая ватага подкрепиться, отдохнуть, воз отремонтировать. Зашли в трактир. Хозяин встретил их гостеприимно. Конечно, и без горилки не обошлось. Но поскольку хозяин стаканами ещё не разжился, то угощал чумаков из большого кривого бараньего рога. Обходил с рогом всех, а сам на одну ногу прихрамывал. Кривой, значит, был. Так понравилось у него чумакам, что каждый раз, проезжая мимо, старший спрашивал: «А что, братья, заглянем к Кривому?» А кто-то из чумаков добавлял: «Да и выпьем из рога». С того времени и повелось, что кто бы не проезжал мимо села, тот говорил: «Не помешало бы заехать к Кривому Рогу». Так и осталось за селом название — Кривой Рог…

 

••••• …Ничего не было на этом месте. Вокруг простиралась одна только дикая степь. Шумели на слиянии двух речек деревья, защищая запорожцев от татар. Очень красивое место было. … Как-то перед заходом солнца наведался сюда казацкий разъезд. Поднялись казаки на холм и остановились очарованные… Стоят запорожцы, глаз отвести не могут, пока один не обратил внимание на речки, пробивавшие себе дорогу по балкам: «Вы только посмотрите, какой рог большой получился. Да и кривой же какой!» — «Кривой не кривой, а мне этот рог по душе пришёлся, давно уже, — говорит другой, — я на это место глаз положил. Поселиться здесь думаю». И, будто не замечая удивлённых взглядов товарищей, добавил: «Не те уже годы, чтоб басурман рубать. Не те годы, чтоб месяцами с коня не слезать». Так, бывало, как только едут запорожцы мимо, вспоминают тех, кто в том Кривом Роге казакует. Так название и закрепилось за казацким зимовником…

 

Удачной охоты !!!

 

SARMAT, да, наш город основан в 1775 г.н.э. . Это официальная дата. Да и все легенды привязаны к временам Петра 1 и Катерины ... А после геологических экспедиций величайшим указом было велено заложить рудни Криворожья . Время выхода указа и считается днем основания города и внесение его в картографический реестр державы.

Изменено пользователем bubulyka
Ссылка на комментарий

Основание города Кирова

 

[spoiler=Основание города Кирова]В эпоху Древней Руси IX-XII веков бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось "ватка", что и послужило основой для наименования главной реки края. Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием удмуртского народа, небольшие поселения. Лучшие дороги для той поры - это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком, перетаскивая на себе речные суда, первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями.

 

Наиболее древний путь заселения, - с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что "первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы". И дал тому такие доказательства:

 

"Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев... Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода..." Отмечу, что убеждение самих жителей о своих новгородских предках - это не такой уж невесомый довод, как может показаться на первый взгляд. Часто такие аргументы, с усмешкой отвергаемые знатоками, подтверждаются через много лет.

 

Если северный, более ранний путь колонизации русскими вятского края шел, в основном, из новгородских владений, то западный путь - со средней Волги, из Нижегородского края стал, особенно после татарского нашествия на Северо-Восточную Русь, главной дорогой для русских поселенцев в область средней Вятки и ее притоков.

 

Спасаясь от ужасов нашествия, люди хлынули в глухие вятские леса, где уже существовали компактные русские поселения, обнесенные небольшими укреплениями для защиты от дикого зверя. Миролюбивые удмурты отступили на восток, оставляя обжитые места. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таково Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет.

 

Древний район русских поселений на Вятке сосредоточен в небольшом треугольнике главных вятских городов: Вятка, Орлов, Котельнич.

 

Археологи обнаружили небольшие русские поселения со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки, между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрель-ское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, это небольшие поселения, лишь на несколько жилищ, укрытые от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. К сожалению, постоянных, длительных раскопок Хлыновского городища до сих пор не велось. Поэтому археологические данные обрывочны и противоречивы.

 

По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникает Хлыновское селище, а несколько дальше - Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость.

 

Другой археолог - Лев Павлович Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в Александровском саду), обнаружил здесь древнее поселение, которое он считал центром удмуртского племени "ватка". В ХП-ХШ веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме - Вятка.

 

Ему удалось обнаружить место древнейшего дорусского поселения на территории города. Оно располагалось на мысу, образованном берегом реки Вятки и Раздерихинским оврагом (Александровский сад). Время существования этого городища - XI-XII века.

 

В 600-800 метрах к югу от него на южном конце этого же мыса, ограниченного берегом реки и другим оврагом - Засорой, в древности находился кремль города Хлынова. Гуссаковский считал, что между Засорой и Раздерихинским оврагами в XIII веке существовали два городища, причем северное - удмуртское, было более древним. Русские поселенцы пришли сюда на рубеже XII-XIII веков, что доказывает смешанный характер находок в верхней части культурного слоя. А во второй половине XIII века в южной части плато у Засоры был построен новый, чисто русский город.

 

Одновременное существование двух городков, а затем их слияние (Вятка становится частью посада Хлынова) и объясняет наличие двух названий у главного города Вятской земли - Вятка и Хлынов, известных из письменных и картографических источников позднейшей поры.

 

В истории русской цивилизации принято, что официальной датой возникновения города считается дата первого упоминания этого города в общерусской летописи. Русское поселение, а не город, на территории современного центра, видимо, сложилось, уже на рубеже XII-XIII веков. Но официальной датой основания города, с чем согласен и наиболее авторитетный вятский историк Анатолий Васильевич Эммаусский, следует считать первое упоминание нашего города в очень достоверной общерусской летописи - Троицкой, составленной в Москве в 1409-1412 годах. Идентичны с данными Троицкой летописи (только несколько сокращены) известия о Вятке и в других общерусских летописных сводах. Вот летописный текст, служащий нам опорной точкой в спорах о времени основания города: "Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ушкуйници разбойници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша, и шедше взяша Болгары, и хотеша зажещи и взяша окупа 300 рублев и оттуда разделишася на двое, 50 ушкуев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкуев идоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова пограбиша все Засурье и Маркваш, и переехаша за Волгу лодьи, поромы и насады, павузки и стругы, и прочая вся суды изсекоша, а сами поидоша к Вятце на конех посуху и идучи много сел по Ветлузе пограбиша".

 

Что явствует из летописного рассказа, сделанного вскоре после упоминаемых событий? Новгородские ушкуйники (это воинственная и жаждущая добычи молодежь) совершили довольно обычный в ту эпоху набег на своих замечательных, легких и быстрых речных судах (ушкуях) на Волжскую Булгарию, входившую тогда в состав Золотой Орды. На 90 ушкуях (это примерно 2700 воинов) они спустились вниз по Вятке на реку Каму, попутно грабя все окрестные села. Ограблено было и русское поселение на высоком берегу реки Вятки близ впадения в нее речки Хлыновицы. Слова "город" в летописном тексте нет, но уже тогда это поселение считалось центральным, поэтому имя его стало употребляться и для обозначения всего края.

 

Первопроходцы

 

1374 год - рубежный год для Вятской страны. Она внезапно с помощью ушкуйников выныривает из неизвестности и попадает на самую стрежь бурного течения российской истории этой эпохи Роль новгородских ушкуйников, разбойников-грабителей по сути своей, в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд Судя по всему, и этот поход, как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи, новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар - столицу Волжской Булгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп - 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь - в Булгаре, они продали и набранный по пути полон - русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине - в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода.

 

В Булгаре ушкуйники разделились на два отряда. Один из них на пятидесяти ушкуях отправился вниз по Волге к столице Золотой Орды Сараю Судьба его неизвестна. Либо он сгинул в засадах на своем пути, либо без славы и удачи вернулся на свою базу в Великий Устюг. И в следующем 1375 году, возможно, часть этих ушкуйников вместе с другими на семидесяти ушкуях, как гласит летопись, во главе с воеводами Прокопом и Смолянином, разграбив Кострому и Нижний Новгород, продав в Булгаре людской полон, дошла до Астрахани, где вторично был продан награбленный по пути полон. Астраханский хан Салчей, напоив до бесчувствия ушкуйников на пиру, затем приказал всех их перебить. Никоновская летопись заключает свой рассказ так: "Такую кончину принял воевода Прокофий и другой воевода Смолянин со всей их дружиной".

 

Вернемся к другой части отряда 1374 года - в сорок ушкуев. Судьба его для нас гораздо важнее. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенным горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили - "изсекоша". На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем, "идучи много сел по Ветлузе пограбиша". Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий - на свою временную базу им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать "головой" чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями.

 

Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами, обложив данью (пушниной) местное удмуртское население. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае - серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет.

 

Приход на Вятку такой мощной военной дружины, более 1000 человек, не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус самостоятельной земли. Благодаря окраинности и наследственной отчаянности местных сорвиголов, она сразу стала опасным игроком на запутанной политической карте эпохи. Булгары и Орда, Новгород и великий князь московский, суздальские и нижегородские князья, галицкие князья-интриганы - все эти силы оказались под возможным ударом вятчан и попытались их использовать в своих хитроумных комбинациях против соперников. Вятчане же, опытные вояки, обезопасившиеся огромными расстояниями и таежной глухоманью, активно стали пытаться ловить рыбку в этой мутной воде княжеских междоусобиц и войн, татарских набегов и переделов границ.

 

Как заметил вятский историк Александр Степанович Верещагин: "С 1374 года появляются ушкуйники на Вятке, и с этого времени страницы русских летописей до самого 1489 года заполняются известиями о "подвигах" вятчан чисто ушкуйнического - "изгонного", "искрадного" характера". Действительно, ни разу не читаем мы в летописях, что вятчане XIV-XV веков одолевали своих противников благодаря своему численному превосходству. Они всегда брали внезапным и стремительным натиском, "изгоном", "искрадом", набегом, да еще находчивостью и отчаянной дерзостью. А.С. Верещагин, неодобрительно качая головой, все же не может не восхищаться примерами такого удальства и самого бессовестного авантюризма. "В 1392 году, вместе с другими ушкуйниками, овладевают внезапно Кашаном, а затем Жукотиным. В 1417 году они с Жадовским и Разсохиным, по летописи, "изъехаша в насадех безвестно и повоеваша всю землю Двинскую и Заволочскую, и Холмогоры, и Борок, и Емцу взяша". В 1433 году с сыновьями Юрия Галицкого Косым и Шемякой, стремительным натиском разбивают большую рать Василия Темного и "емлют руками" великокняжеского воеводу Юрия Патрикеевича. В 1434 году вновь с Юрием Дмитриевичем и галичанами в Лазареву субботу опять разбивают рать Темного за Ростовом у Николы на горе, а в страстную среду являются уже под Москвой, и Юрий "седе на великом княжении". В 1436 году в числе 40 человек, на устье Которосли у Ярославля, прокрадываются в шатер князя Брюхатого, мирно почивавшего с княгинею среди семитысячного ярославского ополчения, хватают князя с княгиней, берут за него выкуп и все же увозят на Вятку. В 1438 году "безвестно" они появляются на устье Юга, а в Троицын день жгут город Гледен, и устюжане разбегаются от них по лесам. В начале пятидесятых годов XV столетия, как видно из послания к ним митрополита Ионы, "съединяющесь с Шемякою", они неожиданно приходят на Устюг, на Вологду, воюют и грабят Сысолу, Вымь и Вычегду, захватывают более полутора тысяч полону и многих пленников "продают в по-ганьство". В 1466 году в среду на пятой неделе поста они незаметно прокрались мимо Устюга, так что их "не слыхали в городе и сторожи", "искрадом" воюют по берегам Кокшенги и Ваги, а на обратном пути, когда устюжане "доспели им переем под Гледеном", дают посул из добычи устюжскому наместнику и утекают к Вятке. В 1467 году, в числе ста двадцати человек, вторгаются в землю Вогуличей, захватывают их князя Асыку и приводят на Вятку. Летом 1471 года, когда татары, оставив Сарай, укрывались от жару в войлочных шатрах и желомейках, вятские ушкуйники, знакомые с повадками татар, на нескольких десятках ушкуев налетают на самую татарскую столицу, захватывают много товара, сарайских "княгинь" и других пленниц и счастливо ускользают от татарского преследования".

 

Примеры эти можно множить. Но они ярко показывают характер вятчан той стародавней эпохи, живших на самом краю земли Русской и умело пользовавшихся выгодами самовластия. Это, конечно, не средневековые рыцари, а отчаянные лесные казаки, не верившие ни в бога, ни в черта и не боявшиеся ни татарского хана, ни великого князя.

 

В "Повести о стране Вятской", основном местном летописном источнике, правда созданном в Вятке лишь в конце XVII века, сообщения об основании города расцвечены удивительными подробностями мифологического характера. Можно ли им верить, хотя бы в малой мере? Вероятно, да. Какая-то реальная историческая основа, скорее всего это не дошедшая до нас древняя вятская летопись и местное устное предание, под фантастическими рассказами "Повести о стране Вятской" существует. Для нас особенно интересна вторая часть "Повести о стране Вятской", содержащая сказание о походе отряда новгородцев на Каму в 1174 году и о переходе его на Вятку в 1181 году, об основании городов Никулицына, Котельнича и Хлынова.

 

Как же представляли себе вятчане XVII века, то есть много времени спустя, основание своего города? Язык повести сочен и колоритен. Полюбуемся его звучанием и вдумаемся в смысл рассказа ("Миллеровский список "Повести"):

 

"И в лето 6682 (1174)... Новгородцы самовластцы с дружиною своею и шедше пловяху в судех на низ по Волге реке и до-шедше реки Камы и... поставиша на Каме реке град мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке и иже по ней живущих Чуди, Отяков, обладающих многими землями и угодьи. Построиша окопы и валы земляные круг жилищ своих... И отделишася половина TQX Новгородцев и идоша вверх по Каме реке до чусовских мест, а другая половина остася на Каме реке в новопостроенном их городке. Шедши же вверх по Каме реке... и дошедше реки Чепцы и вниз по оной пловуще, пленяюще отяцкие жилища... и обладающе ими... и егда исплывше тое реку Чепцу внидоша в великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верст и узревше на правой стране на высокой прекрасной горе устроен град чудской и земляным валом окружен... называемый чудью Болванский городок, иже ныне нарицается Никулицыно на реке Никуличанке. И видевшие Новгородцы той град на прекрасной высокой горе - возжелаша ратию взяти его... И заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти - ни пити, еже бы им получити той Болванский Чудской град во обладание себе и ту селитву имети.

 

И приступивше к тому граду вельми жестоко и сурову, при-зываху на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба... Той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июлиа в 24 день... и побита ту множество чуди и отяков, а ини по лесам разбегошася. И по обещанию своему поставиша в том граде церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и нарекоша той град Никулицын. От того обладания Новгородцы начата множитися и размышляюще, еже бы им где в пристойном месте град свои построити...

 

Оставшимся же Новгородцем в городке на Каме вниде в слух, яко дружина их... обладаша на Вятке чудскими местами, - воссташе по Каме реке и внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Кокшарова городка обладаема Черемисою... И начата ко граду приступати, и в другой день из града того жители побежаху, иние же граду врата отвориша...

 

И тако с божией помощью той Кокшаров град взяша и обладаша и те Новгородцы распространишася и начата жити на всей Вятской стране и посылаху от себе для уведение вверх по Вятке реке месте усматривающе.

 

И абие снидоша посланнии от обою страну Новгородцев... и меж собою в разглаголствии друг друга познаше и совет объявляюще... и тако согласившеся Новгородцы обладатели Болванского городка и Кокшарова где б им устроити общий един град и замок крепки во утверждение имети от нашествия супостат иноверцев чуди, отяков, черемис и иных народов.

 

И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устия реки Хлыновицы на высокой горе, иже ныне зовется Кикиморская...

 

И по общему согласию во уреченную годину мнози Новгородцев на оной горе начата к созиданию града место устрояти и древеса готовити располагающе како созидати град. И заутра вос-ставше обретоша некако божиим промыслом все изготовление пренесено по Вятке реке ниже на высокое ж место... и широкое поле иже в то время нарицашеся Балясково поле...

 

И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов град речки ради Хлыновицы".

 

Давайте прокомментируем столь разнообразные сведения. Скорее всего в "Повести о стране Вятской" нашли отражение передававшиеся из поколения в поколение сведения о походах новгородских ушкуйников 1374 и 1375 годов, а возможно и некоторых других.

 

По мнению вятского историка В.В. Низова праздник Воздвижения Креста Господня - 14 сентября 1374 года (по старому стилю), время постройки Воздвиженской церкви (обетной, в честь праздника и в день праздника) и есть точная дата основания города. Исключить этого нельзя.

 

Даты 1174 и 1181, видимо, мифичны и имеют своей основой общерусскую летописную дату - 1374 год. Если русские вятские города были построены в 1174 году, то молчание о них общерусских летописей в течение двух веков крайне удивительно и невероятно. По Вятке частенько плавали военные дружины как русские, так и волжских болгар. В летописях отражены часто очень малозначительные эпизоды, и полное неведение летописцев целых двести лет о значительных русских городах на Вятке очень сомнительно. Небольшие русские поселения в XIII веке могли здесь существовать, не привлекая ничьего внимания, но города основать здесь просто не дали бы те же болгары. Так, после продолжительной борьбы с Русью в 1218 году болгары берут и разоряют отдаленный от них Устюг, а лежавшие на прямой дороге вятские грады остаются ими незамеченными. Наоборот - сразу же после 1374 года, реального года основания города Вятки, вятчане сразу окунаются в кипяток русской политической борьбы и пестрят в русских летописях.

 

Между тем даты "Повести о стране Вятской" приняли на веру такие славные русские историки, как Н.М. Карамзин и Н.И. Костомаров, ряд других исследователей. Лишь благодаря скрупулезности, вдумчивости и большой черновой работе местных историков А.А. Спицына, А.С. Верещагина и А.В. Эммаусского удалось снять путаницу и доказать, что дата основания города Вятки, указанная в "Повести"- 1174 год - мифична, а реальная дата -1374 год.

 

Путаное изложение "Повести" о походе новгородского отряда на Каму, расколе отряда на две части опирается на разделение отрядов ушкуйников в 1374 году и возможном разделе отряда в следующем году в Булгаре, часть которого погибла в Астрахани. Основание Никулицына, Котельнича и Хлынова русскими ушкуйниками, конечно, имеет в своей основе реальные события. Ведь отряд ушкуйников 1374 года, насчитывавший, видимо, более тысячи воинов, включал в себя, скорее всего, не только новгородцев, но и двинян, устюжан, которые имели своих "ватаманов" и в случае разногласий могли сами выбирать свой маршрут. То есть разделение дружины на две части - дело вполне обычное в ту эпоху. Так же, как, впрочем, и соединение затем воедино под натиском превосходящих сил противника. Ведь при занятии русскими средней Вятки чудь отошла на север, удмурты (отяки в "Повести") на юго-восток, а марийцы (черемиса) на юг.

 

Первоначально город, а затем и хлыновский кремль были построены на древнейшей и сейчас части города - между двумя глубокими оврагами Засорой и Раздерихинским. С запада город защищало топкое болото. Александровский (Халтуринский) сад и городской стадион с прилегающей до улицы Ленина территорией - это и есть Балясково поле летописного рассказа.

 

Впрочем, основное русло реки Вятки в древности меняло свой ход, то удаляясь, то приближаясь к современному центру. Возможно, в основе рассказа о чудесном перенесении строительных материалов для града с Кикиморской горы на Балясково поле лежит предание о перенесении древнего града с одного места на другое именно из-за изменения речного русла.

 

Как же стал называться вновь построенный на месте старого поселения град? И в 1374 году и вплоть до середины следующего XV века главный город Вятской страны носил название Вятка. Присоединимся к мнению А.В. Эммаусского. Ведь действительно в "Списке всех русских городов дальних и ближних" конца XIV века, во множестве других источников той эпохи есть только город Вятка. Названия Хлынов до середины XV века мы нигде не встретим. Кстати, что означает это слово "Вятка", до сей поры точно неизвестно.

 

Удмуртское племя "Ватка" именовалось от реки. Но что значит название реки? Есть множество гипотез. Например, по одной из них в основе здесь лежит удмуртское слово "вод" - выдра, бобр. Вдумчивый этимолог Макс Фасмер возводил слово "вяда" к финно-угорскому "венто" - медленный, спокойный, глубокий. Доказательства чьей-то правоты, увы, скорее всего уже не будет. Загадка слова "Вятка", как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

 

Наименование нашего города Хлыновом впервые появляется в летописях под 1457 годом. Происхождение этого названия точно тоже не установлено. Хотя некоторые полагают, что в основе лежит бранное "хлын" - разбойник, бродяга.

 

По другой гипотезе местных лингвистов в говоре удмуртских жителей деревень по реке Чепце существует слово "клыно", переводимое на русский язык в значении - главный. Удмурты этих деревень еще несколько десятилетий назад называли Киров - "Клыно".

 

В Воскресенской, Львовской и Софийской первой летописях под 1457 годом есть сообщение о походе московской рати на Вятку, осадившей город Хлынов, но не взявший его, поскольку московские воеводы "за посулу (подарки) - сноровили Вятке". В 1459 году в связи с новым походом московского войска сюда впервые упоминаются города Котельнич и Орлов.

 

Город Хлынов в результате этого похода бил челом московскому великому князю "на всей его воли".

 

Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годом? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия II (Темного) и сторонниками его дяди - галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы.

 

Ожидая к себе московских гостей, которые не замедлили появиться, вятчане, скорее всего, в 1455-1456 годах выстроили себе кремль - крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, - Хлыновом Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому Острог также прерывался деревянными башнями В "Повести о стране Вятской" эти трудные времена и строительство града описано так "Во времена же тыя Российски князи имеющие отдельные грады прихождаху на Вятку с различными воинствы в великом собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти в подданьство себе и ничтоже успевающе Наипаче же от Чуди Отяков и Черемис и от Агарянского рода разных народов татар и бесермян и нагайцов снизу Волги реки и от Казанских татар и из Заказанских поселившихся тии новгородцы вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль город, построенный жития жителей тех кругом града храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено от северной страны ископанным рвом, а от западу и полудни преглубоким рвом, а с востоку от реки Вятки высокая гора Избраша бо жителие такое угодное место, дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению угодно.

 

И егда во граде умножишася людие и поселилися свободно, и тогда бояшеся нашествия супостат поставили острог кругом всего посаду, наченше с полуденной стороны от глубокова рва где ныне выше винокурни словет Епихов поток и ведоша тот острог на север до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжих дорогах, а дале того места кругом лес был, и в гору, что ныне Спенцынская улица, не далеко от нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды".

 

По мнению А. В. Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада непроходимым болотом, с юга и севера - глубокими оврагами Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок Лишь в 1780 году по указу Екатерины II в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой и Екатерина II лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города.

 

В ряде документов XV-XVI веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города - и Хлынов и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели в виду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к XVII веку название Хлынов победило в официальном наименовании города.

 

 

Сообщение от модератора koshak
Великолепно! А теперь прячем всё это под спойлер!

 

Изменено пользователем koshak

«Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл»

Джон Голсуорси

Ссылка на комментарий

Приветствую !

Грек, история эт конечно же хорошо :russian_ru: , но

Предлагаю рассказать легенды Вашего края ...
Ссылка на комментарий

У меня легенда короче... Вокруг степь... И по центру Дон. И такая красота и благолепие... А легенда гласит, что Всё Это было до нас... И останется после нас... Как Это можно не любить?

AMD Phenom II X4 Black Edition 955, 3200 MHz (16 x 200), Asus M4A79T Deluxe, ATI Radeon HD 5870, Память 4094,18 Mb, Windows 7, 64-bit

Ссылка на комментарий

Не легенда,а история...Около Барановичей,есть деревня-Столовичи.Занесло как то меня в эту деревню.Но до сей деревни,занесло меня в Москву,в Третьяковку-смотрю,картина-(название,точно не помню,что то типа)«Победа над войсками конфедерации".Стоит на картине собор (католический)а вокруг-РЕЗНЯ!Щказывается Суворов ничем не гнушался,ради победы!Детей на вилы поднимать и прочее.И обелиск стоит в деревне и колхозы названы в честь Суворова.Жесть!

Боюсь я,батюшка,что ты зубом цыкать станешь.

Не стану я зубом цыкать-я спать буду...

Ссылка на комментарий

Добрый Шу́бин, или просто Шубин — персонаж шахтёрского фольклора в Донбассе, горняцкий дух, похожий на гнома, «хозяин шахты» и покровитель шахтёров.

Поверья о Шубине известны только на шахтах Донбасса.

Прозвище духа по-видимому происходит от слова «шуба», и намекает на густую шерсть, которой он якобы покрыт, словно шубой. Обилие волос на теле — характерная черта восточнославянских духов природы: водяного, лешего, полевого, русалок. Есть и другие версии происхождения названия. Одна из легенд говорит, что это рабочий, некогда из-за подлости товарищей погибший от взрыва метана. По другой версии это фамилия одного горного мастера, имевшего талант предугадывать опасные ситуации под землей. Согласно ещё одной версии, наиболее близкой к правде, Шубин — это специальный рабочий-газожёг, выжигавший скопления метана на шахте (такому специалисту посвящена тема группы Prodigy — «Firestarter»). Рабочий-газожёг в XIX веке ходил в овчинном тулупе, вывернутом мехом внутрь, с обезжиренной кожей, и буквально факелом поджигал газо-воздушную смесь в выработках, предупреждая взрывы газа. Также есть поверье, что Шубин — это душа погибшего горняка, блуждающая по забоям, что не противоречит душе погибшего рабочего-газожёга.

Шубин предстаёт в образе старого шахтёра, кашляющего по-стариковски, с ярко горящими глазами, волосатыми копытами. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках, где может бродить незамеченным. Обладает огромной силой. Шубин — настоящий хозяин подземелий.

Шубин отличается одновременно добротой, щедростью и в то же время чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к наглым людям, особенно к угнетателям шахтёров. Шубин помогает рабочим, попавшим под завалы, но может под землей сбивать людей с дороги

 

З.Ы. Текст с Википедии, я там чуть лишнего поубирал.

  • Нравится 1

Сталкер Петров: "Мутанты бывают трёх видов - от которых живот болит, от которых живот не болит и те, что ещё не ел."
Гид для любителей грибочков и яиц!
Гид по документам Воронина для ООП+К+МА

Chezet.gif

Ссылка на комментарий

Chezet, так ты , Брат, тоже горняк! Приветствую подземщика!

Вот что еще интересно - в некоторых легендах есть второй смысл , который на первый взгляд то и не видно. Хотелось бы иметь такого покровителя, и от ИТРа прикроет и из под закола оттолкнет, главное , когда будет возможность, поделиться с ним тормозком(у некоторых это ,,сидор,, или ,,перекус,,) не жадничать , а поделить поровну и на гора выедешь на своих двух!!!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий

Когда-то очень давно был царем всея Сибири колдун Енисей, и было у него две дочери Лалетина и Базаиха. И вот решил он выдать их замуж, первой под венец должна была пойти Базаиха. Енисей приказал своим подданным разнести эту весть по всему государству.

Приехал к Базаихе свататься молодой князь Такмак. Но в хоромах государя попалась ему на глаза младшая Лалетина, о Базаихе он тотчас и думать забыл. Да и девушка взглядом ответила богатырю взаимностью. Тогда и решил он попросить у царя в жены его младшую дочь.

Разгневался Енисей, не по нраву ему это стало. Где же это видано, чтобы царские желания нарушались. И превратил со злости он Такмака и всех его товарищей в каменные глыбы, а дочерей своим богатырю на беду превратил в реки, протекающие по обе стороны от застывшего жениха. Но за эти злодеяния боги покарали и самого царя, растопили солнцем его корону и превратили повелителя в бурную реку.

  • Нравится 2

Если дела идут не так, как ты хочешь - дай им пройти мимо! Это не твои дела.

Народное интервью

Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

AMK-Team.ru

×
×
  • Создать...